Роль родительского авторитета в воспитании детей

04.12.2023
Роль родительского авторитета в воспитании детей

Воспитание детей – самая важная задача родителей. Воспитывать ребенка правильно гораздо легче, чем перевоспитывать. Хорошо воспитывать своего ребенка может каждый, если только он этого действительно захочет.

Каждый отец и мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Решающую роль в воспитании играет поведение родителей. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь и печалитесь, как одеваетесь и т. д. – все это имеет для ребенка большое значение. Родительский контроль за каждым своим шагом, уважение к своей семье – вот первый и самый главный метод воспитания. Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни, в организации жизни ребенка.

Откуда же берется родительский авторитет? Те родители, у которых дети не слушаются, склонны думать, что авторитет дается от природы. Они глубоко ошибаются. Есть много примеров ложного авторитета.

Авторитет подавления.
Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, при всяком удобном и не удобном случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления.

Авторитет расстояния.
Есть родители, которые серьезно убеждены: чтобы дети слушались нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, только изредка выступая в роли начальства.

Авторитет чванства.
Некоторые родители, занимающие высокие государственные посты, показывают свою важность перед детьми. Они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что пораженные таким видом отца, начинают вести себя подобным образом и дети.

Авторитет педантизма.
В этом случае родители больше внимания обращают на детей, больше работают, но как бюрократы. Они уверены, в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что их слово - это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом!
 
Авторитет любви.
Многие родители убеждены: чтобы дети слушались. Нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?», очень скоро дети замечают, что папу или маму можно как угодно обмануть, только это надо делать с выражением нежных чувств. С малых лет ребенок понимает, что к людям можно подыгрываться. Этот авторитет выращивает неискренних и лживых эгоистов.

Авторитет доброты.
В этом случае детское послушание, так же организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Очень скоро в этой семье дети начинают просто командовать родителями. Родительское непротивление открывает широкий простор для детских желаний, капризов, требований.

Авторитет дружбы.
Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

Авторитет подкупа.
Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой - нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

Есть еще один вид родительского авторитета, которому трудно дать название. В этом случае родители буквально «заедают» детскую жизнь непонятными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость.

В чем же должен состоять настоящий авторитет родителей?

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело. Родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем, перед жизнью детей. Если родители делают это честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, и не нужно никаких оснований, и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.
 
В дисциплине нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
  • оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно недолжно быть похожим на упрашивание;
  • оно должно быть посильным для ребенка, не требующим от него слишком
    сильного напряжения;
  • оно должно быть разумным, т. е не должно противоречить здравому смыслу;
  • оно не должно противоречить другому важному распоряжению или распоряжению другого родителя.
Должно быть обязательно выполнено. Контроль за исполнением должен быть незаметен для ребенка. Ребенок вообще не должен сомневаться в том, что распоряжение должно быть выполнено. В крайнем случае, можно допустить некоторые виды наказания: задержка удовольствий или развлечений, задержка карманных денег, запрещение выхода к товарищам.

Можно прибегнуть к воспитанию в игре для этого нужно, чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.

Воспитание должно быть построено и на труде. Научиться творческому труду – вот особая задача. Трудовое участие в жизни семьи должно начинаться рано. Сначала в игре. Не надо применять в области труда, какие либо поощрения и наказания. Трудовая задача и ее результаты должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, что бы он испытывал радость. Важно добиться того, чтобы работа была выполнена.

                                                                                              Педагог - психолог С.В. Васильева